Рязанов Эльдар Александрович

Эльдар Александрович Рязанов (18 ноября 1927, Самара, СССР) — российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер. Народный артист СССР (1984).
В школьные годы много времени проводил за книгами, планировал стать писателем, однако незадолго до окончания школы-десятилетки передумал, и написал заявление в Одесское мореходное училище. Так и не дождавшись ответа из училища, поступил на факультет режиссуры во ВГИК, где до момента окончания института в 1950 году занимался в мастерской Григория Козинцева.
Окончив институт, срежиссировал множество документальных сюжетов для различных киножурналов. За киноочерк «Остров Сахалин» (1954) получил приз на Каннском кинофестивале 1955-го года. В этом же, 1955 году, был приглашен в киностудию «Мосфильм», на базе который совместно с С.Н. Гуровым, создал фильм-ревю «Весенние голоса» (1955).
Известным на весь Советский Союз проснулся на следующий день после выхода на экраны культовой комедии «Карнавальная ночь» (1956), главную женскую роль в котором исполнила Людмила Гурченко. Картина вошла в «золотой фонд» отечественного комедийного кинематографа. Реплики героев этой картины, как и большинства картин режиссера «пошли в народ», став впоследствии крылатыми фразами. Огромным успехом пользовались не менее смешные, и не менее добрые фильмы: «Девушка без адреса» (1957), «Гусарская баллада» (1962) и др.
В последующие двадцать лет, в период творческой зрелости режиссера, Рязанов сотрудничает с невероятно талантливым сценаристом Эмилем Брагинским. В результате творческого союза двух гениев свет увидели такие шедевры мирового кинематографа как: «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и некоторые другие. Все эти картины пользовались оглушительным успехом и получили статус культовых, а их герои стали символами эпохи.
Всего же на счету режиссера около трех десятков картин, каждая из которых по своему прекрасна, будь то романтическая история - «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), обращение к классике - «Жестокий романс» (1984), или же сатира «перестроечного периода» - «Забытая мелодия для флейты» (1988).
Кроме того Эльдар Рязанов является соавтором сценариев большей части своих картин, автором нескольких пьес и книг («Грустное лицо комедии», «Неподведенные итоги» и многих других).
В 1984 году удостоен звания Народного артиста СССР. Глава фонда поддержки и развития комедийного и музыкального кино Эльдара Рязанова. Президент Академии кинематографических наук «Ника» с 2001 по 2007 год.
Но мало кто знает, что в годы войны он жил в Нижнем Тагиле. В эвакуации. Подростком. Кажется — всего-то строка в биографии Мастера. К тому же не всегда упоминаемая. Но именно детские впечатления и обозначают чаще всего наши таланты.
…В декабре 1994 года в составе телевизионной группы, снимающей для ЦТ новогоднюю и рождественскую программы, Рязанов, популярный ведущий «Кинопанорамы», отправился в поездку по Уралу и Сибири. Вот как вспоминает он об этом в книге «Неподведённые итоги»: «В Нижнем Тагиле я попросил отвезти меня на окраину города в посёлок Красный Камень, где я, будучи пятнадцатилетним пареньком, прожил с семьёй целый год в эвакуации. Барак, в котором мы размещались, находился между концлагерем и железнодорожной сортировочной станцией „Смычка“. Пейзаж, конечно, изменился. И я не смог точно определить, в котором именно из четырёх сохранившихся бараков я жил… И, конечно, шла работа на сортировочной станции. Доносились голоса диспетчеров через динамики. Я испытал удивительное чувство — снова побывать там, где ты жил 52 года назад. Посещение этого места оказалось мощным толчком для памяти. Вдруг всплыло множество подробностей трудной эвакуационной жизни, тяжёлого барачного быта. И казалось, что всё это случилось в другой жизни, да и не в моей, а какого-то другого человека…».
Он мало что обнародовал из впечатлений, подробностей «нижнетагильского года». Абзац — в книге. Строчка — в интернете. Фраза — в повторяющемся сейчас по телеканалу «Культура» цикле «Монолог в четырёх частях». Но очевидно — самыми сильными впечатлениями оказались два: та самая железнодорожная станция «Смычка» и… танцы под «Рио-Риту».